Интерес ребенка к чтению не проходит даже в школьном или дошкольном возрасте. Это закрепляется сейчас, когда ваш ребенок совсем маленький и еще не научился ходить! В своей статье «Когда начинать читать ребенку? Что и как я должен читать?» Я уже писала о том, как важно тщательно подбирать литературу и делать ее максимально интересной и полезной для ребенка, а также о том, какие иллюстрации включать в книги. В этой статье я хочу порекомендовать подборку книг, которые, на мой взгляд, идеально отвечают потребностям детей в возрасте до 1 года. Я тщательно отобрал все эти книги для нашей библиотеки и надеюсь, что они покажутся вам полезными и интересными.
Так какие же книги можно и нужно читать вашему ребенку от рождения до года?
1. поэзия для малышей
Хотя ребенок все еще в основном молчит, это не значит, что он ничего не помнит. Его мозг активно впитывает новую информацию и постепенно откладывает ее в ячейки, чтобы использовать, когда придет время. Короткие, ритмичные стишки идеально подходят для тренировки памяти.
А. Барто «Игрушки» (Озон, Лабиринт, Дикие ягоды)
Первая, конечно же, нестареющая классика — «Барто», стихотворение Агнии Львовны, которое передается из поколения в поколение, и это не случайно. Это потому, что ее стихи могут быть понятны всем детям. Простые ритмичные тексты, которые легко слушать и запоминать.
Анастасия Орлова (Озон, Лабиринт, Дикие ягоды).
Несколько хороших находок среди современных писателей. Стоит обратить внимание на Анастасию Орлову. Ее чистые, легкие рифмы замечательны и очень нравятся детям. Была коллекция под названием «Applefoot». У нас был сборник стихов на самые актуальные темы (про ручки и ножки, про первые шаги, про гусей, про снег и лужи). В настоящее время доступна коллекция Little Fingers Boys. Есть также детские стишки для маленьких детей.
Глупые стишки (Озон, Дикие ягоды, Колобум).
Не забывайте о «народных» детских стишках, которые поколениями создавали бабушки и няни. Полезно передавать их детям с самого рождения — это помогает создать эмоциональную связь с ребенком.
Существуют детские стишки буквально на все случаи жизни обо всем, с чем ребенок сталкивается ежедневно — купание, одевание, еда и т.д. Малыши обычно очень радуются, когда слышат слова известной детской песенки, они улыбаются, слушают и начинают успокаиваться.
Фирменные игры (Ozon, Wildberries, KoroBoom)
Вы также можете играть в первые жестовые игры с детскими стихами. Примерно в возрасте 7-8 месяцев малыши начинают проявлять интерес к играм, в которых используются мягкие движения и жесты. Жестовые игрушки идеально подходят для развития речи и обучения малышей использованию своих рук и пальцев. Они также тактильно взаимодействуют с ребенком во время игры. Это важно для умственного и физического развития ребенка.
2. картинки «энциклопедии» с изображением предметов, действий и животных
Несмотря на то, что малышу меньше года и он еще очень мало говорит, процесс понимания речи уже идет полным ходом, и пассивный словарный запас ребенка активно пополняется с каждым днем. Для формирования пассивного словарного запаса ребенка очень полезным может быть чтение так называемых детских книг. Например:.
Мои первые книги (Озон, Лабиринт, Дикие ягоды).
В этих книгах много картинок, содержащих самые важные для детей слова на самые разные темы: игрушки, одежда, мебель, посуда, простые действия и т.д. Иллюстрации крупные и четкие, без ярких цветов — интересно рассматривать в возрасте 6 месяцев и 2 лет.
Развивающие карточки Doma (Ozone, Wild Berries, Koloboom).
В принципе, такие книги можно заменить аналогичными карточками с картинками. Они могут быть представлены в соответствии с принципами Домана или с картинками — дети обычно с удовольствием их рассматривают.
Наиболее интересными темами для маленьких детей являются одежда, мебель и предметы быта, домашние и дикие животные, игрушки, занятия, части тела и лица.
Черно-белые фотографии младенцев (Ozon, Wildberries, KoroBoom)
Кстати, существует также «книга» для новорожденных. Это черно-белые открытки и оригами. Зрение новорожденных еще несовершенно, и им легче сосредоточиться на контрастных черно-белых изображениях, чем на ярких цветных. Эти черно-белые картинки эффективны для визуального обучения и находят отклик в сознании ребенка.
Черно-белые фотографии наиболее важны в возрасте от рождения до шести месяцев.
Контрастные цветные картинки для малышей (Ozon, Wildberries, KoroBoom).
Цветные карточки можно использовать с трехмесячного возраста, но лучше использовать карточки разных цветов. Ярко-красный и зеленый. Это первые цвета, которые различают младенцы.
Обычные картинки, о которых я писал выше, уже хорошо распознаются детьми в возрасте около 6 месяцев.
3. поддержка в развитии речи
Произнесение простых слов, которые имитируют звуки и показывают соответствующие картинки, может быть очень полезным для развития речи ребенка. Звуковые слова — это слова, которые имитируют звуки реальной жизни или животных — CLOP-CLOP, BUH, MIAU, GAW и т.д. Эти слова легко понять и произнести детям. Поэтому они активизируют речь ребенка. Сознательная речь начинается со звукоподражания. Теперь, когда дети видят кошку, они показывают на нее и говорят «мяу». Это происходит потому, что кошачье мяуканье и сама кошка — одно и то же.
Школа семи гномов
В «Школе семи гномов», например, есть книга со словами, имитирующими звуки.
На самом деле, эти две книги являются самыми полезными в круглогодичном курсе от 0 до 1 года; см. также «Моя первая маленькая книжка». Остальные книги не представляют особого интереса для детей до 1 года.
Говорящие стартовые карточки Колобум (Озон, Дикие ягоды, Колобум)
Другой вариант — использовать аналогичные карточки KoroBoom из серии Speech Starter. Иллюстрации на карточках очень простые, но в то же время милые и понятные детям. Арсенал слов для звукоподражания довольно широк, поэтому на это уходит много времени. Кроме того, карты довольно толстые.
4. простая история
И, наконец, не стоит забывать о более простых первых сказках, таких как Лапка, Телемок, Курочка Ряба и Колобок. Во-первых, во всех этих историях есть персонажи, которых легко понять и соотнести с ними. Во-вторых, поскольку рассказы содержат повторяющиеся словесные формы («У дедушки есть бабушка», «Кто живет в Телемочке?». и т.д.), дети хорошо их помнят. Дети, воспитанные на сказках, захотят читать их сами, поэтому картонный вариант — лучший выбор.